Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы | |
Московская дирекция транспортного обслуживания Автономная некоммерческая организация | |
Координационный совет по организации дорожного движения Межрегиональная общественная организация |
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы | |
Московская дирекция транспортного обслуживания Автономная некоммерческая организация | |
Координационный совет по организации дорожного движения Межрегиональная общественная организация |
Видеозаписи нарушений правил дорожного движения, сделанные гражданами, будут приниматься в качестве официального доказательства правонарушений и станут основанием для штрафов. Соответствующий законопроект одобрен 5 октября на заседании правительства РФ.
Поправки к КоАП позволят ГИБДД выносить постановления в отношении водителей без составления протоколов, если нарушение было зафиксировано с помощью «специального программного обеспечения». Речь идет прежде всего о мобильном приложении с условным названием "Народный инспектор", которое смогут установить на смартфоны рядовые граждане. Снятое видео или фото будет отправляться автоматически в информационную систему МВД для возбуждения административного дела и оформления «письма счастья». Опция эта будет доступна гражданам, имеющим доступ к единому порталу госуслуг. С помощью приложения можно будет фиксировать такие правонарушения, как проезд на запрещающий сигнал светофора, образование затора на перекрестках, выезд на встречную полосу, несоблюдение требований разметки и дорожных знаков, нарушение правил стоянки, движения через ж/д пути и маневрирования, а также непредоставления преимуществ специальным транспортным средствам, например машинам скорой помощи или пожарным.
Использование специализированного бесплатного программного обеспечения позволит исключить возможность монтажа, которая допускается при обычной съемке на телефон.
"Для того, чтобы "народный инспектор" действительно начал работать, необходимо обеспечить соответствующую инфраструктуру. Во-первых, создать и оттестировать мобильное приложение. Во-вторых, развернуть инфраструктуру портала государственных услуг. Со стороны правительства планируется потратить за три года более 2,5 млрд рублей на создание этой инфраструктуры. Но с учетом того, что "народный инспектор" будет в том числе помогать собирать штрафы, это частично компенсирует затраты правительства", - пояснил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
По словам министра, этот механизм будет запущен через год, после соответствующей обкатки. Он отметил, что уже сегодня в пилотных регионах, таких как Москва и Казань, работают подобные инструменты привлечения нарушителей ПДД к ответственности. Абызов сообщил, что с начала года в ГИБДД гражданами было направлено более 110 тыс. фотографий и видеороликов с нарушениями ПДД. С помощью механизма "народного инспектора", по словам министра, можно будет фиксировать основные наиболее опасные нарушения, такие как выезд на полосу встречного движения, проезд на красный свет, не пропуск пешеходов на пешеходном переходе, агрессивное вождение, нарушения при пересечении ж/д переездов.
Сумма, которая будет выделена на разработку приложения, пока не определена, но уже обсуждается возможность разработки необходимого софта для встраивания не только в смартфон, но и в автомобильные видеорегистраторы.
О необходимости подключения видеорегистраторов к системе фиксации нарушений ПДД гражданами уже давно говорят активисты «Синих ведерок» и депутаты Госдумы. Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов убежден, что, пока гражданин достанет телефон и включит приложение, нарушитель уедет, и ничего снять не получится. Регистратор же работает, как правило, в постоянном режиме. По словам господина Шкуматова, сегодня большая часть таких устройств не предусматривает «прошивку» сторонних приложений, но он уверен, что энтузиасты быстро напишут необходимый софт. "Особенно важно, чтобы приложением можно было наказывать “обочечников”, это довольно частое нарушение, которое элементарно фиксируется регистратором, установленным под стеклом. Обычно машину нарушителя и номер хорошо видно".
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков поясняет, что законопроект является лишь правовой основой для применения "софта":
- Меня только беспокоит, что приложение смогут применять пешеходы на смартфонах. Это совершенно не нужно, мало ли что придет в голову гражданину — повесить чужой номер на машину, сделать снимок, отомстить кому-то. Акцент должен быть сделан именно на видеорегистраторах.Вячеслав Лысаков отметил, что приложение для регистраторов можно будет применять для фиксации и опасного вождения. Соответствующий термин, напомним, был внесен в ПДД еще в 2016 году, но штрафа до сих по не установлено, но планируется сделать 5 тыс. руб.
"Система фиксации нарушений любым участником движения (водителем, пешеходом) с помощью специального приложения будет, как я считаю, весьма востребована,— отмечает редактор журнала “За рулем”, юрист Сергей Смирнов.— Правда, при определенных условиях. Самое главное — это легкость и простота использования. И конечно, если по поступившей информации нарушителей (всех без исключения) будут наказывать. В этом случае те граждане, кому небезразличны вопросы безопасности, будут активно пользоваться этим сервисом. Кроме того, такой ресурс будет обладать своего рода сдерживающим фактором. Любой водитель, прежде чем нарушить, задумается, а нужно ли это делать, ведь в любой момент он сможет попасть в прицел народного инспектора".
В ГИБДД также много лет говорят, что нужно активнее привлекать граждан к фиксации правонарушений, особенно на фоне сокращения штата инспекторов ДПС (их сейчас чуть более 50 тыс. по всей стране). Механизм для этого существует: гражданин может прислать видеоролик (например, через ведомственный сайт), заполнив заявление. Но чтобы на этом основании наказать нарушителя, его нужно вызвать в отделение для дачи объяснений и провести полноценное расследование — это неудобно и занимает много времени. Опыт применения смартфонов граждан для фиксаций нарушителей правил парковки есть уже в Москве — мобильное приложение «Помощник Москвы», которое скачали с 2015 года 200 тыс. раз.
'Народный инспектор'' — один из инструментов формирования законопослушного поведения участников дорожного движения и снижения аварийности. Сейчас правительством поставлена задача по достижению нулевой терпимости к смертности и увечьям на дороге. Поэтому каждый кто сел за руль автомобиля, должен понимать свою постоянную ответственность за нарушение правил, которое может привести к гибели и увечью людей».